Фундаментальный анализ

Фундаментальный анализ предполагает, прежде всего, получение информации об общих инвестиционных характеристиках тех или иных фондовых ценностей.

Обзор макроэкономической ситуации, выявление наиболее перспективных отраслей и конкретных компаний, инвестирование в ценные бумаги которых может в перспективе принести определенный доход, определение приемлемого уровня риска – все это составляющие фундаментального анализа.

Узость отечественного рынка не оставляет выбора инвесторам, основывающим свои решения на базе технического анализа динамики цен. Как будет показано ниже, существует весьма ограниченный набор инструментов, по которым есть требуемая статистическая база, обеспечивающая необходимое качество прогнозов. За пределами данного сегмента (рынок корпоративных облигаций, акций второго эшелона и прочее) рынка инвесторы руководствуются иными принципами и критериями отбора активов.

Здесь ключевую роль играют характеристики эмитента – устойчивость финансового положения, кредитоспособность, перспективность и эффективность.

Информационной базой для анализа выступают:
• Отчетность компании (отчет о прибылях и убытках, о движении денежных средств, балансовые показатели);
• Обзоры рейтинговых агентств (особенно важно для эмитентов облигационных займов);
• Кредитная история;
• Данные о средней доходности;
• Дивидендная политика эмитента;
• Качественная характеристика перспективной деятельности (установление степени зависимости от внешних параметров – курса валют, процентных ставок, экспортных квот, уровня цен на сырье и прочее);
• Информация об инвестиционных проектах компании – выявление ее истинной стоимости на настоящий момент и на перспективу;
• Новостной фон – изучение последних сообщений о данной компании, мнения экспертов и т.п.

Основной инструментарий анализа составляют:
• Моделирование и прогнозирование динамики денежных потоков с последующим дисконтированием (DCF);
• Сопоставление риска и доходности на основе моделей оценки риска (VAR, CAPM, APT);
• Вычисление ключевых финансовых показателей на основе балансовых статей;
• Определение стоимости компании на основе дивидендных моделей (модели Гордона, Линтнера);
• Сопоставление ключевых макроэкономических показателей и оценка степени их влияния на положение той или иной компании;
• Анализ текущей доходности и доходности к погашению по облигационным займам.

Таким образом, данные методы позволяют оценить, в том числе и те компании, активы которых не подлежат техническому анализу. Это дает больше возможностей и заметно расширяет кругозор инвесторов.

Теоретические модели финансового анализа требуют адаптации к условиям развивающегося рынка, соответственно, требуется корректировка некоторых предпосылок этих моделей, в частности концепции эффективного рынка, подразумевающей:
• симметричность распределения информации;
• отсутствие трансакционных издержек (издержек на совершение тех или иных операций);
• рациональное поведение участников;
• информационную прозрачность рынка;
• мгновенную ликвидность и прочее.